Пресса о компании Рестамп
Из–за явного пристрастия к растительным мотивам ар-нуво (франц. art nouveau. буквально — новое искусство) иногда называют «флориальным» течением. На повороте столетий, по дороге из железного века в атомный, художники обратились к сложным линиям и хрупким формам. Их заимствовали у природы, способной непрерывно обновляясь, противостоять бегу времени. Их выдумывали, мистифицируя публику правдоподобием деталей. В них видели спасение от наступающей эры бездушных механизмов и лишенных индивидуальности штампованных предметов. Вероятно, творцы ар-нуво, считавшие, что новая эстетика поможет миру преодолеть жестокие этические противоречия, переоценивали свои силы. Но обаяние, которым они наделяли самые прозаические вещи, вроде торшера или настольной лампы, переоценить трудно.
В интерьере начала XXI века ар-нуво – гость желанный. Скорее всего потому, что он ближе нынешнему мятущемуся духу, чем безмятежный классицизм, и легче взаимодействует с другими стилями. Но существуют и совершенно конкретные точки соприкосновения. Романтическая концепция освещения подразумевала особое внимание к локальным источникам света. Не ограничиваясь выразительной нагруженностью осветителей, архитекторы начала века заботились об эффектах, построенных на взаимодействии светового потока со стеклом, зеркалами и тканями – всем, что наполняло «перенаселенные» по нынешним меркам помещения. Именно изобилие вещей и вещиц привело мастеров ар-нуво к изощренным, но компактным конфигурациям – скульптурная альтернатива «невидимым» осветителям. О разнообразии и говорить нечего – выбор так велик, что глаза разбегаются. Ведь несмотря на несомненно оригинальную трактовку формы, орнаментально – декоративный модерн строился на всяческих стилизациях, черпая вдохновение то в греческой архаике, то в Китае, а то и вовсе в эпохе рококо.
Тем не менее его собственные черты довольно сложно даже спародировать, не то что воспроизвести. В этом художественном течении интересный замысел и исполнительское мастерство неразрывно связаны. И на практике сегодня как простому смертному, так и профессионалу приходится выбирать между светильниками современными, антикварными и… просто плохими. Вполне естественно, что приобрести старинные изделия в ассортименте, достаточном для светового решения хотя бы одной комнаты, трудно. А новых предметов соответствующего уровня нет: утрачена культура производства.
Впрочем, светильники в духе арт-нуво - большие люстры от петербургской фирмы «Рестамп» представляют собой исключение из этого правила. Ее сотрудники на протяжении 12 лет занимаются воссозданием и реставрацией бронзовых светильников для парадных залов Инженерного замка, Мраморного, Строгановского, Шереметевского, Константиновского дворцов. У них есть опыт работы со стеклом и многочисленные ноу-хау в производстве художественной бронзы. Неоспоримым доказательством мастерства и художественной фантазии является новая коллекция светильников, сочетающих в себе традиционные и современные выразительные средства стиля модерн.
Коллекция "Шарм", фантазийная и живописная, включает в себя два варианта люстр, настольную лампу, торшер и бра. Композиция каждого объекта основана на принципах уравновешенной асимметрии. Листья амариллисов и гемантусов — растений, чрезвычайно популярных в эпоху модерна, образуют утонченный декоративный фон для стеклянных цветов с изогнутыми стеблями. Растительные мотивы не слишком стилизованы, однако светильники совсем не похожи на "бронзовые клумбы". Они, скорее, напоминают о древнем искусстве аранжировки, которым славится почитаемая представителями ар-нуво Япония.
Предметный ряд коллекции "Болеро" тот же, однако характер светильников совершенно иной. Они спроектированы в стилистике "классики эпохи модерна", гораздо более спокойной и симметричной. Такие светильники одинаково уместны как в камерных, так и в более официальных помещениях: например, в домашнем кабинете.
И наконец, коллекция "Стрекозы", представляющая собой воспоминание о великом декадансе, ценившем сложные замыслы и необычные приемы. Ботаническая фантастика уступает место остроумной стилизации. Здесь царит бронзовое кружево, состоящее из множества переплетающихся друг с другом элементов. Они так легки, что даже большая семирожковая люстра выглядит изящной. Это, пожалуй, самый амбициозный вариант, который неизбежно понравится людям, любящим удивляться и удивлять окружающих. Кстати, желание тоже во вкусе модерна...
Работая над коллекциями, специалисты "Рестампа" заново, экспериментальным путем, находили необходимые решения — например, технологию цветного патинирования бронзы. Но нет худа без добра. Возможно, именно поэтому светильники получились живыми и экспрессивными, в них чувствуются энергия преодоленных трудностей и искренность, вполне достойная первооткрывателей последнего большого стиля
в истории искусств.
Б. Тротвиа
2003 г. "Форма"