Пресса о компании Рестамп
Для истории нашего города десять лет – срок небольшой. Однако минувшее десятилетие стало для Петербурга весьма значимым: за этот срок произошел переход от состояния постперестроечного шока к постепенному, но неуклонному возрождению северной столицы.
Разумеется, в первую очередь благотворные перемены коснулись архитектурных сооружений, которые всегда составляли его гордость. И это совершенно закономерно: объекты, определяющие лицо города, такие как Гостиный Двор, Государственный Русский музей, Строгановский дворец, нуждаются в особом внимании. А сравнительно недавно ожерелье реставрируемых шедевров пополнилось еще одной жемчужиной: сегодня активно ведутся работы по реконструкции интерьеров Мраморного дворца. Воссоздание исторического внутреннего убранства всегда происходит на стыке искусств и ремесел, выявляя органическую связь между архитектурой и декоративно-прикладным искусством. Поэтому вполне естественно взглянуть на него с точки зрения эволюции петербургской художественной бронзы. Тем более, что ее новая история началась ровно десять лет назад: именно тогда появилась на свет фирма Рестамп, которая сегодня играет ведущую роль в реставрации бронзового убранства петербургских архитектурных памятников.
В начале 90-х оставалось только мечтать о масштабных реставрационных проектах.
Тем не менее, в ту пору сложился коллектив, ориентированный на сложную и не слишком востребованную по тем временам деятельность. Великолепные традиции русской бронзы нуждались в тщательном изучении, а секреты мастерства требовали бесконечных экспериментов с материалом. Но люди, создавшие Рестамп, были убеждены, что их усилия не пропадут даром - настанет время, когда их знания и навыки помогут обновлению нашего города.
Первой ласточкой, предвещающей перемены, стала реконструкция Гостиного Двора. Собственно говоря, задачи, которые решались на этом объекте, достаточно далеки от реставрационных: здесь речь шла не о скрупулезном воссоздании утраченного, а о проектировании нового. Но именно в Гостином художественная бронза стала основным связующим звеном между интерьером и экстерьером, обладающим не только декоративными, но и организующими окружающее пространство качествами. Опыт, приобретенный в процессе работы над авторскими бронзовыми люстрами "Гостинки", оказался неоценимым при реконструкции аксессуаров для знаменитых петербургских дворцов.
Исторически сложившаяся традиция декорирования дворцового интерьера неизменно отводила бронзовым аксессуарам заметное место. Их стилистический диапазон достаточно широк, так что воссоздание утраченных предметов немыслимо без серьезных подготовительных работ, включая архивные изыскания и поиски аутентичных аналогов. Для того чтобы добиться успеха, необходимо и глубокое погружение в историко-культурную среду, и точное ощущение стилистических нюансов, и владение традиционными технологиями бронзового литья.
Воссоздание бронзового убранства Русского музея и Строгановского дворца потребовало от коллектива не только совершенного исполнительского мастерства и серьезной архивной работы, но и высокой предметной культуры, которая появляется как следствие самостоятельных творческих поисков. В конечном счете именно она предопределила высокую оценку достигнутых результатов - как со стороны искусствоведов, так и со стороны архитекторов.
Впрочем, задача, которую Рестамп решает сегодня, по степени сложности и масштабу действительно несопоставима с предыдущими. Это - создание уникальных люстр для обновленного Мраморного дворца.
Здание было построено по проекту А.Ринальди в 1768-1785 гг., поэтому сначала интерьеры были оформлены в барочном духе, с присущими этому стилю обильной лепкой и живописью, украшавшей стены и потолки. Нов 1844-1851 гг., при великом князе Константине Николаевиче архитектор А.П. Брюллов перестроил здание внутри, значительно изменив убранство многих помещений, в том числе и парадного зала, который принято называть "Белым" или "Готическим". К тому времени пышные барочные формы казались безнадежно устаревшими, в моде были весьма вольные вариации на исторические темы, а столица переживала бурное увлечение неоготикой. Согласно архивным описаниям, двухсветный зал после переделки был обильно декорирован в готическом вкусе. Восемь пучков колонн из искусственного мрамора были перекрыты арками трех парусных сводов, украшенных ажурной лепкой и цветными клерами. Мраморные колонны обрамляли двери и завершались пьедесталами с рыцарями. В центре южной стены зала и сейчас находится исполненный Павлом Катицци лучший во дворце мраморный камин готических форм с зеркалом.
Несмотря на сильно вытянутый объем и устремленность декора ввысь, помещение выглядит пропорциональным. Брюллову удалось сохранить гармонию: он раскрыл окна восточной стены, зрительно расширившие пространство. Такая сложная и изысканная пространственная организация требовала соответствующего освещения, поэтому почерпнутый в архиве перечень изготовленных для этой цели светильников включает в себя целый комплекс изделий из художественной бронзы: "...люстр больших вызолоченных в 250 свечей - 3 шт.; бра в 40 свечей - 8 шт. во вкусе средних веков; бра в 15 свечей - 9 шт. во вкусе средних веков". И все-таки, главная роль исторически отводилась парадным люстрам, в большой степени определявшим общую композицию интерьера. К сожалению, они были безвозвратно утрачены: не сохранилось ни проектов, ни рисунков. Поэтому воссоздание началось с поиска оптимального исторического аналога. Специалисты Рестампа пришли к выводу, что в качестве прототипа лучше всего использовать люстры Александровского зала Эрмитажа. Для такого выбора существует целый ряд объективных оснований. Во-первых, у светильников Белого зала Мраморного дворца и Александровского зала Эрмитажа один и тот же автор - А.П. Брюллов. Во-вторых, работа над люстрами почти совпадает по времени (эрмитажные были изготовлены немного раньше). И, наконец, эти произведения прикладного искусства сближает не только стилистика, но и особенности конструкции, вытекающие из их назначения: сохранившиеся в Эрмитаже светильники менее грандиозны, но все же изначально были рассчитаны на 150 свечей, хотя впоследствии их количество уменьшилось до 112.
Эстетика неоготики идеально соответствует свойствам материала. Но ее формы очень взыскательны к исполнительскому мастерству, а сложная конфигурация парадной люстры требует тщательной конструктивной проработки. Попытки создать нечто подобное не предпринимались в Петербурге уже многие годы. Планка поднята, как никогда, высоко, и светильники для Белого зала Мраморного дворца стали уникальным, в полном смысле слова, явлением не только для Петербурга, но и для всей современной российской школы художественной бронзы. Сегодня она достигла уровня развития, достойного нашего великого города -а это значит, что за десять лет своего существования Рестампу удалось воплотить в жизнь многое из задуманного. И то, что эта круглая дата совпадает с юбилеем нашего города, теперь кажется вполне закономерным. Рестамп с момента своего создания стремился принять участие в возрождении Петербурга и гордится возможностью внести свой вклад в этот сложный, но вдохновляющий процесс.
Шустрова Наталья
2002 г.