Пресса о компании Рестамп
Мода рождается в столицах, а живет в усадьбах - как 300 лет тому назад, так и теперь. И несмотря на многообразные перемены, жизнь вдали от городского шума по-прежнему подразумевает уединение, смягченное приемом гостей. Именно поэтому в загородном доме особенно важную роль играет освещение, а признанными царственными особами интерьера в классическом вкусе остается хрустальные люстры из художественной бронзы.
Впервые такие хрустальные люстры появились в России в начале XVIII века, произведя настоящий фурор в высоких аристократических кругах. Здесь невозможно ограничиться профессионализмом и строгим соблюдением технологических правил: необходимо обладать тонким чувством формы и творческой интуицией. Впоследствии эти качества развились у русских мастеров в полной мере, хотя, поначалу не обошлось без курьезов: жажда украсить гостиную бронзой была столь велика, что небогатые помещики, пытаясь угнаться за элитой, использовали имитацию из папье-маше. Впрочем, благодаря государственной поддержке и интересу потенциальных потребителей уже к середине века отечественная школа встала на ноги. Тогда и сформировались уникальные черты русской бронзы.
Прежде всего, отечественные исторические бронзовые люстры отличаются редким изяществом. Не было бы счастья, да несчастье помогло: дефицит моделей побуждал наших мастеров находить более лаконичные, но удивительно выразительные формы каркасов. К тому же россияне широко и очень удачно использовали стекло и хрусталь, что придавало их изделиям великолепие и одновременно сохраняло общее ощущение легкости. Материалы стали идеальной парой: сверкание хрустальных подвесок и блики на стеклянных элементах очень эффектно оттеняют теплый блеск бронзы и сияние золота. Цветовые акценты и игра света позволяют таким люстрам «держать» интерьер независимо от размеров помещения - они легко адаптируются и к огромным залам, и к умеренным габаритам гостиной загородного особняка. Кроме того, их конфигурации рождались в ответ на запросы дворянского быта, поэтому они гораздо снисходительнее к «частной» архитектуре, чем французские аналоги, созданные скорее для замка или присутственного места, чем для помещичьего дома, даже очень богатого. Очарование интимности - визитная карточка русских светильников, придававших усадебной жизни блеск и в прямом, и в переносном смысле слова. Революция, разрушившая усадьбу, разрушила и традицию бытового использования художественной бронзы. Но явно выраженный интерес домовладельцев к классическому интерьеру привел к тому, что возродившееся искусство литья сегодня не ограничивается сферой грандиозных реставрационных проектов и возвращается в гостиные.
Современные хрустальные люстры с бронзовыми деталями, изготовленные по старинной технологии и не уступающие по качеству своим историческим прототипам, - вещь, безусловно, дорогая. Однако для тех, кто не хочет довольствоваться усредненной стилизацией, расходы вполне обоснованны: в «классике» потолочный светильник по существу определяет общий уровень интерьера и степень его импозантности. А обнаружить антиквариат, идеально соответствующий общему дизайнерскому замыслу, практически невозможно. Поэтому неизбежно придется выбирать между штампованными итальянскими хрустальными люстрами, еще полвека тому назад справедливо раздражавшими великих модернистов, и произведениями отечественных бронзовщиков, созданными на основе прототипов, украшавших коллекции взыскательных собирателей еще в период Серебряного века.
В первом случае нам достанется морально устаревший светильник, который через некоторое время неизбежно отправится в комиссионку. Во-втором - безупречная с точки зрения вкуса вещь, которую не стыдно передать по наследству. Итоговый выбор зависит не только от размеров кошелька, но и от уровня притязаний. Одно можно сказать наверняка: искушенные европейцы уже оценили неоспоримые достоинства российской бронзы. Теперь хрустальные элементы для коллекции известной петербургской компании «Рестамп» будет поставлять знаменитый во всем мире брэнд «Сваровски». В данном случае можно сказать, что оправа нашла достойный ее бриллиант, что особенно привлекательно для людей, стремящихся к гармонии, которая была и остается основным принципом классического интерьера.
2004 г.