Пресса о компании Рестамп
Художественная бронза — визитная карточка апартаментов, в которых истинная роскошь соседствует с безупречным вкусом. Недаром начиная с 17 века она непременно присутствует во всех российских дворцовых интерьерах. Ее обаяние одинаково неотразимо и для знатоков, и для непосвященных. Однако по-настоящему оно раскрывается только тогда, когда неисчерпаемый потенциал материала соединяется с эффектным замыслом и виртуозным исполнительским мастерством. Так рождались предметы, неподвластные времени, так атрибуты роскоши превращались в произведения искусства. И во все времена не только потребление, но и производство подобных изделии было уделом избранных. К их числу сегодня безусловно относится петербургская фирма "Рестамп" - уникальная компания, создающая уникальные вещи.
Упоминанием ручного труда нас не удивишь. Но на самом деле в производстве мебели и аксессуаров вмешательство человека сплошь и рядом сведено к выгодному для производителя минимуму. Художественная бронза от "Рестампа" — пример диаметрально противоположного подхода. Каждая вещь проходит многоступенчатую ручную обработку. Сначала мастера изготавливают модели, затем снимают с них отливочные формы, потом приступают к процессу отливки и, наконец, после его завершения, — к окончательной отделке изделия. Этот, самый кропотливый этап обработки, включает в себя разнообразные операции: шлифовку, полировку, а также ручную чеканку, выявляющую четкую текстуру и форму металла. Иногда поверхность патинируют, создавая иллюзию старения, а иногда — золотят, придавая ей изысканный блеск. Все это требует от каждого мастера не только безупречного профессионализма, но и развитой творческой интуиции. Сформировать коллектив, способный создавать произведения искусства, удалось потому, что с момента своего основания "Рестамп" активно занимался реконструкцией и воссозданием шедевров прошлого, которые сегодня украшают интерьеры самых выдающихся архитектурных памятников Петербурга и Москвы.
История компании — это история возрождения русской художественной бронзы. Богатая традиция русской школы прикладного искусства в силу понятных обстоятельств прервалась на многие десятилетия. В результате исчезли не только отдельные секреты мастерства: пришла в упадок сама культура обращения с материалом, так что "Рестампу" во многом пришлось начинать с нуля.
Восстановление светильников для парадных залов Мраморного, Строгановского дворцов, Инженерного замка и Храма Христа Спасителя потребовало глубокой исследовательской работы, которую оценили даже придирчивые и взыскательные искусствоведы. Для Русского музея в рекордные сроки, всего за один год, «Рестамп» изготовил 3 бронзовые люстры диаметром 4 и высотой 6 метров и 8 бра, каждое из которых было рассчитано на 40 световых точек. Полученный опыт и стремление постоянно поднимать планку позволили с честью справиться с очень ответственной и масштабной задачей — реконструкцией великолепных светильников и огромной парадной люстры для Константиновского дворца в Стрельне.
Эти произведения искусства одновременно являются сложнейшими техническими изделиями. Кроме того, в дворцовых залах светильники всегда на виду, всегда в центре внимания, поэтому их проектирование и воплощение в материале не терпит никаких компромиссов с качеством. Кстати говоря, в данном случае результат оценили не только заказчики и специалисты: потрясающая воображение парадная люстра Мраморного зала послужила прототипом для люстры, изготовленной на заказ для частной резиденции. Разумеется, в таких случаях дворцовые светильники требуют определенной корректировки, которую диктуют размеры помещения и высота потолка. Впрочем, далеко не всегда целесообразно воспроизводить исторические образцы, и компания располагает успешной практикой изготовления бронзовых изделий по авторским проектам, как в нашей стране, так и за рубежом.
Формируя свои коллекции, «Рестамп» точно так же ориентируется на высокие образцы художественной бронзы. Именно поэтому они пользуются неизменной популярностью, особенно в последнее время, когда многие почувствовали, что обстановка, построенная на штампованных серийных предметах, утомляет, даже если речь идет о хорошем качестве. Это особенно справедливо для осветителей: на эмоциональную стабильность влияет не только свет, но и светильник. Его роль не сводится к прямой функции, она значительно многограннее, и в этом смысле бронза — идеальный материал.
Прежде всего, она не накладывает никаких ограничений на размеры, конфигурацию и количество светильников. И грандиозная многоярусная люстра, и миниатюрный ночник одинаково органичны для этого благородного сплава. Его тонкий теплый колорит, необычайная пластичность и живой блеск позволяют создавать светильники для любых помещений, от парадных залов и гостиных до кабинетов и спален. При этом сохраняется полная свобода в выборе цветового и стилистического решения окружения: бронзовые люстры, торшеры и бра превосходно объединяют и «держат» интерьер, придавая ему завершенность и цельность. Они одинаково хороши и вечером, когда сияние бронзы вторит игре света, и днем, при естественном освещении. Они великолепно сочетаются с хрусталем и цветным стеклом, обладают на редкость ненавязчивой привлекательностью и корректно подчеркивают статус владельца апартаментов.
Среди коллекций «Рестампа» особое место занимают «Шарм», «Болеро» и «Стрекозы». Если бронзу в стиле «ампир» можно обнаружить где-нибудь еще, то более гламурный «ар нуво» — абсолютно эксклюзивная тема. Этот утонченный и, вместе с тем, шикарный стиль был на острие моды в начале прошлого столетия и сейчас переживает триумфальное возвращение — в архитектуре, мебели, аксессуарах и даже одежде. Но его линии столь сложны, что никто, кроме «Рестампа» не рискнул приступить к созданию светильников, напоминающих о поэтичной атмосфере светских салонов эпохи перехода от железного века к атомному.
Коллекция «Шарм», фантазийная и живописная, включает в себя 2 варианта люстр, настольную лампу, торшер и бра. Композиция каждого объекта основана на принципах уравновешенной асимметрии. Листья амариллисов и гемантусов — растений, чрезвычайно популярных в эпоху модерна, образуют утонченный декоративный фон для стеклянных цветов с изогнутыми стеблями. Растительные мотивы не слишком стилизованы, однако светильники совсем не похожи на «бронзовые клумбы». Они, скорее, напоминают о древнем искусстве аранжировки, которым славится почитаемая представителями ар-нуво Япония.
Предметный ряд коллекции «Болеро» тот же, однако характер светильников совершенно иной. Они спроектированы в стилистике «классики эпохи модерна», гораздо более спокойной и симметричной. Такие светильники одинаково уместны как в камерных, так и в более официальных помещениях: например, в домашнем кабинете.
И, наконец, коллекция «Стрекозы», представляющая собой воспоминание о великом декадансе, ценившем сложные замыслы и необычные приемы. Ботаническая фантастика уступает место остроумной стилизации. Здесь царит бронзовое кружево, состоящее из множества переплетающихся друг с другом элементов. Они так легки, что даже большая семирожковая люстра выглядит изящной. Это, пожалуй, самый амбициозный вариант, который неизбежно понравится людям, любящим удивляться и удивлять окружающих. Кстати, желание тоже во вкусе модерна...
В искусстве не существует мелочей: независимо от стиля, назначения и размеров, каждое произведение отражает стремление его автора к совершенству. Истинная роскошь тоже не терпит приблизительности и небрежности. Вещи от «Рестампа» относятся к обеим категориям: ими может гордиться как создатель, так и владелец.
А. Трофимов
2004 г. "Реставратор"