Пресса о компании Рестамп
Бронзовая люстра по праву считается царицей русского исторического интерьера. Однако даже монаршие особы нуждаются в соответствующем окружении. И хотя архитекторы прежде не употребляли термин «световой сценарий», световая и пространственная гармония всегда находилась в фокусе их внимания. Другое дело, что в силу разных обстоятельств напольные светильники воссоздаются очень редко. Поэтому опыт фирмы «Рестамп» по праву можно назвать уникальным: ее специалистам удалось спроектировать и воплотить в материале торшеры для трех знаменитых петербургских дворцов – Михайловского замка, Строгановского и Мраморного.
Великолепные напольные светильники традиционно играли особую роль в оформлении парадных лестниц. Они создавали «световую дорожку» - функциональную и, вместе с тем, исключительно декоративную. Композиция из торшеров подчеркивала торжественный размах лестничных маршей и выразительность общей конфигурации. При этом в дневное время эффект возникал благодаря монументальной форме осветителей, а в вечернее – за счет игры света. Кстати, современные лестницы в «дворцовом» стиле тоже смотрятся гораздо выигрышнее, если проектировщик не ограничивается люстрой.
Торшеры для парадной лестницы Михайловского замка были спроектированы архитектором Бренна и некогда изготовлены из особого сплава – шпиатра. К сожалению, он не слишком долговечен: лет через 100 на поверхности металла появляются трещины, так что изделие постепенно разрушается. Поэтому было принято решение отлить 3 аутентичные копии в бронзе. Весьма сложные по форме светильники пришлось, по существу, проектировать заново, ни на миллиметр не отступая от исторических образцов. В результате достигнуто идеальное соответствие, удовлетворяющее даже самых взыскательных искусствоведов и сохраняющее образный строй интерьера как для современников, так и для далеких потомков.
Впрочем, на практике зачастую приходится сталкиваться с тем, что подлинные осветители безвозвратно утрачены. Более того – порой отсутствуют и архивные материалы, на которые можно опереться как на непреложную истину. Именно такая ситуация сложилась в процессе реконструкции светильников, предназначенных для парадной лестницы Строгановского дворца. Он был долгим: сказалась нехватка средств. В ликвидации финансовых брешей приняла непосредственное участие графиня Элен Строганова, а в качестве прототипов, после напряженных дискуссий специалисты ГИОПа рекомендовали использовать торшеры, созданные по рисункам архитектора Воронихина – они находятся в экспозиции Останкинского дворца-музея. Не нужно быть искусствоведом, чтобы почувствовать разительное отличие воронихинских образцов от решения, предложенного Бренна для Михайловского замка. Там торшеры слегка напоминают уличные фонари и словно впускают в интерьер улицу. А в Строгановском дворце – напротив, изящные напольные светильники в форме античных треножников четко обозначают границу между внешним миром и праздничным, но интимным пространством роскошного частного дома. Причем на самом деле торшеры, созданные «Рестампом» для этого дворца очень высоки - более 2х метров. Легкость им придают пропорции и масштаб, точно соотнесенный с габаритами помещения. В обычной комнате они кажутся великанами: музейным работникам, приехавшим принимать второй из пяти «Строгановских» торшеров, даже показалось, что он больше предыдущего.
Самая «фантазийная» задача, решенная коллективом – проектирование и изготовление напольных осветителей для Мраморного дворца. Архитектор Эдвард Петров, неизменный творческий лидер всех «дворцовых» проектов, разработал эскизы, отталкиваясь от внешнего облика люстры, которая также является признанным достижением «Рестампа». Ведь в покоях Великого князя Константина Константиновича Романова и Великой княгини Елизаветы Маврикиевны торшеров не было. Во всяком случае, информация о них полностью отсутствует. В трактовке Петрова напольные светильники приобрели сходство с канделябрами. Особую изысканность им придают хрустальные подвески в виде дубовых листьев - разумеется, специально изготовленные на заказ. А цветовую связь с холодной гаммой окружающего интерьера поддерживают основания, облицованные цельными пластинами яшмы. Довольно редкий прием в данном случае был использован, чтобы подчеркнуть целостность формы.
Для стороннего взгляда возрождение утраченных в ходе нашей бурной истории торшеров может показаться занятием не слишком благодарным. И в самом деле, требования в этой области очень высоки, финансирование может растянуться на десятилетие, а изделия, на которые затрачено столько труда и творческой энергии, все равно останутся в тени более грандиозных потолочных светильников. Но для тех, кто непосредственно участвует в процессе, все выглядит по-другому. Они гордятся тем, что придают историческим интерьерам необходимую завершенность, дополняя превосходные бронзовые люстры не уступающей им в совершенстве свитой.
2005 г. "Мир металла"
Великолепные напольные светильники традиционно играли особую роль в оформлении парадных лестниц. Они создавали «световую дорожку» - функциональную и, вместе с тем, исключительно декоративную. Композиция из торшеров подчеркивала торжественный размах лестничных маршей и выразительность общей конфигурации. При этом в дневное время эффект возникал благодаря монументальной форме осветителей, а в вечернее – за счет игры света. Кстати, современные лестницы в «дворцовом» стиле тоже смотрятся гораздо выигрышнее, если проектировщик не ограничивается люстрой.
Торшеры для парадной лестницы Михайловского замка были спроектированы архитектором Бренна и некогда изготовлены из особого сплава – шпиатра. К сожалению, он не слишком долговечен: лет через 100 на поверхности металла появляются трещины, так что изделие постепенно разрушается. Поэтому было принято решение отлить 3 аутентичные копии в бронзе. Весьма сложные по форме светильники пришлось, по существу, проектировать заново, ни на миллиметр не отступая от исторических образцов. В результате достигнуто идеальное соответствие, удовлетворяющее даже самых взыскательных искусствоведов и сохраняющее образный строй интерьера как для современников, так и для далеких потомков.
Впрочем, на практике зачастую приходится сталкиваться с тем, что подлинные осветители безвозвратно утрачены. Более того – порой отсутствуют и архивные материалы, на которые можно опереться как на непреложную истину. Именно такая ситуация сложилась в процессе реконструкции светильников, предназначенных для парадной лестницы Строгановского дворца. Он был долгим: сказалась нехватка средств. В ликвидации финансовых брешей приняла непосредственное участие графиня Элен Строганова, а в качестве прототипов, после напряженных дискуссий специалисты ГИОПа рекомендовали использовать торшеры, созданные по рисункам архитектора Воронихина – они находятся в экспозиции Останкинского дворца-музея. Не нужно быть искусствоведом, чтобы почувствовать разительное отличие воронихинских образцов от решения, предложенного Бренна для Михайловского замка. Там торшеры слегка напоминают уличные фонари и словно впускают в интерьер улицу. А в Строгановском дворце – напротив, изящные напольные светильники в форме античных треножников четко обозначают границу между внешним миром и праздничным, но интимным пространством роскошного частного дома. Причем на самом деле торшеры, созданные «Рестампом» для этого дворца очень высоки - более 2х метров. Легкость им придают пропорции и масштаб, точно соотнесенный с габаритами помещения. В обычной комнате они кажутся великанами: музейным работникам, приехавшим принимать второй из пяти «Строгановских» торшеров, даже показалось, что он больше предыдущего.
Самая «фантазийная» задача, решенная коллективом – проектирование и изготовление напольных осветителей для Мраморного дворца. Архитектор Эдвард Петров, неизменный творческий лидер всех «дворцовых» проектов, разработал эскизы, отталкиваясь от внешнего облика люстры, которая также является признанным достижением «Рестампа». Ведь в покоях Великого князя Константина Константиновича Романова и Великой княгини Елизаветы Маврикиевны торшеров не было. Во всяком случае, информация о них полностью отсутствует. В трактовке Петрова напольные светильники приобрели сходство с канделябрами. Особую изысканность им придают хрустальные подвески в виде дубовых листьев - разумеется, специально изготовленные на заказ. А цветовую связь с холодной гаммой окружающего интерьера поддерживают основания, облицованные цельными пластинами яшмы. Довольно редкий прием в данном случае был использован, чтобы подчеркнуть целостность формы.
Для стороннего взгляда возрождение утраченных в ходе нашей бурной истории торшеров может показаться занятием не слишком благодарным. И в самом деле, требования в этой области очень высоки, финансирование может растянуться на десятилетие, а изделия, на которые затрачено столько труда и творческой энергии, все равно останутся в тени более грандиозных потолочных светильников. Но для тех, кто непосредственно участвует в процессе, все выглядит по-другому. Они гордятся тем, что придают историческим интерьерам необходимую завершенность, дополняя превосходные бронзовые люстры не уступающей им в совершенстве свитой.
2005 г. "Мир металла"