Пресса о компании Рестамп
ИЗ ПРОШЛОГО ДЛЯ БУДУЩЕГО.
Юбилей города дал импульс бурной деятельности по возрождению петербургских дворцов. Экстремальные условия предъюбилейной гонки стали своеобразной лакмусовой бумажкой, проявившей степень технической, организационной и творческой подготовленности всех участников процесса. Сегодня он перешел в новую фазу: работа идет в ритме, позволяющем планомерно реставрировать сложнейшие объекты. И на повестке дня стоит объединение профессионального сообщества, которое в сотрудничестве с КГИОП намерено восстановить былое лидерство Петербурга в теории и практике реставрационной деятельности.
Теперь приоритет проектов, направленных на сохранение художественного наследия кажется очевидным. Но так было далеко не всегда: еще лет десять тому назад, ориентируясь на научную реставрацию, компании шли на коммерческий риск. Зато им удалось накопить незаменимый в наши дни опыт. В числе первопроходцев была и фирма «РЕСТАМП», изначально избравшая своей специализацией реконструкцию и воссоздание художественных изделий из бронзы. За прошедшие годы ее специалисты восстановили бронзовый декор и предметы интерьера для дворцов, входящих в комплекс Русского музея — Мраморного, Строгановского и Михайловского, а также практически «с нуля» воссоздали светильники и люстры для парадных залов вновь отстроенного Константиновского дворца в Стрельне.
Два последних года специалисты «РЕСТАМПа» работали над светильниками парадных помещений Таврического дворца и Александринского театра. Увы, и люстры Таврического, созданные в 1789 году, и люстра зрительного зала Александринки, попавшая в театр в 1932 году из Эрмитажа, подвергались в последние сто лет скорее косметическим, чем реставрационным ремонтам. В результате конструкции и крепления истончились и дошли до аварийного состояния. Кроме того, покрытые перемежающимися слоями золочения и краски светильники почти полностью утратили первоначальные формы, что отчасти скрадывалось лишь игрой света в хрустальных подвесках. Поэтому массивные бронзовые шедевры пришлось разбирать на многочисленные детали, которые последовательно расчищались, реставрировались и вновь золотились гальваническим способом. Он имеет объективные преимущества перед традиционным сусальным золочением: гальваническое покрытие не «стирает» форм бронзового литья и подчеркивает нюансировку изделий. Можно сказать, что реставрация вернула трехъярусным люстрам художественную ценность, сохранив при этом их историческую подлинность.
Однако далеко не всегда в распоряжении «РЕСТАМПа» оказываются подлинники. Зачастую они безвозвратно утрачены, более того, отсутствуют даже эскизы и чертежи. В таком случае приходится опираться на одобренные экспертами-искусствоведами прототипы. Примером может служить восстановление убранства Царской ложи Александринского театра. После воссоздания ее первоначального объема, «урезанного» в 60-е годы для устройства кинопроекционной, возникла закономерная потребность в соответствующем декорировании и освещении. В оформление ложи вернули «звездное небо» и двуглавых орлов, однако какой-либо информации по поводу исторического освещения не сохранилось. Практически светильники пришлось проектировать заново. В процессе историко-культурных исследований был найден аутентичный образ, органично вписавшийся в восстановленный интерьер.
Впрочем, практика «РЕСТАМПа» не сводится к «дворцовой реставрации». Схожие задачи нередко решаются, когда речь идет о реконструкции или воссоздании церковных зданий. Церковная бронза — паникадила, хоросы, бра, сени, люстры, ограждения солеи, подсвечники, стасидии, иконостасы — это особая тема, обращение к которой требует знания православных канонов и традиций старинного русского православного искусства. Участвуя в реставрации светильников Свято-Данилова монастыря резиденции Патриарха Алексия II, Музея А.Рублева, Церкви Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы на Рижском проспекте, в воссоздании Храма Христа Спасителя и других церковных ансамблей, мастера «РЕСТАМПа» подтвердили свою уникальную квалификацию и приверженность национальной культуре.
Несмотря на то, что интерес к художественной бронзе растет, фирма не останавливается в поисках, вводя в обиход новые материалы. Расширению возможностей «РЕСТАМПа» способствует постоянно растущая собственная производственная база.
Столь же старинное, как литье из бронзы, ремесло — чугунное художественное литье, развивавшееся на металлургических заводах Урала с XVII века. В дореволюционном градостроительстве оно широко применялось для изготовления скульптуры и архитектурного декора, который стал знаковым для Петербурга.
Литье из чугуна — достаточно сложный технологический процесс: каждая деталь требует отдельной отливки, механической или химической обработки и только потом происходит их термическая «сварка» при помощи специального «спекающегося» порошка. Однако великолепные эстетические характеристики изделий стимулируют мастеров фирмы «РЕСТАМП» к техническим и творческим экспериментам. Чугун — материал, который позволяет воссоздавать старину в современности: покрытый патиной, он смотрится особенно благородно. С другой стороны, выразительная графика чугунных перил, решеток, светильников и оград прекрасно согласуется с морфологией современной архитектуры.
Высокую художественную и производственную культуру «РЕСТАМП» транслирует и в сферу современного интерьерного искусства. Авторские работы, малосерийные коллекции светильников, созданные на заказ интерьерные скульптуры — все, что компания предлагает профессионалам и конечному потребителю, отмечено вкусом, воспитанным в соприкосновении с произведениями выдающихся мастеров прошлого. Но сам «РЕСТАМП» обращен в будущее. Ведь реставрация — это способ донести до следующих поколений совершенство, доставшееся нам от предков. А создавая новые произведения искусства, мы получаем шанс преумножить культурное наследие. Обе стороны этой медали важны.
Н.Шустрова.
2006 г. «Зодчий, 21 век»