Пресса о компании Рестамп
Таврический дворец -
ДВОРЕЦ АССАМБЛЕЙ
Таврический дворец — один из выдающихся памятников русского зодчества блестящего века Екатерины II. В его создании участвовали лучшие архитекторы конца XVIII — начала XIX веков: И. Старов, Ф. Волков, Л. Руска, К. Росси, П. Висконти, превосходные скульпторы, живописцы и художники-декораторы: Ф. Данилов, Ф. Щербаков, Д. Скотти.
Первоначально Таврический дворец был построен князем Г.А. Потемкиным в виде небольшого дома, но в ознаменование присоединения Крыма, по приказу императрицы Екатерины II, был перестороен архитектором Старовым в роскошный дворец, наподобие Пантеона. Начавшееся в 1783 году строительство, продолжалось недолго и в 1789 году дворец, был практически достроен, а уже в апреле 1791 года Потемкин торжественно праздновал здесь взятие Измаила. По свидетельствам очевидцев по пышности и роскоши праздник превзошел все ожидания. Для освещения парадных залов дворца был скуплен весь имеющийся в наличии в Петербурге воск, и за новой партией отправили нарочного в Москву. Зато в этот вечер в красивейших люстрах горело более 20 тысяч свечей и 140 тысяч лампад.
После смерти Потемкина дворец отошел в казну и стал любимым местом пребывания великой императрицы весной и осенью. Павел I, сменивший на престоле нелюбимую мать, повелел перенести из дворца все имеющиеся в нем драгоценности и даже паркетный пол в строящийся Михайловский замок, а само здание передать под казармы лейб-гвардии Конного полка. И в 1799 г., буквально в считанные дни, дворец был полностью разорен, а роскошные парадные залы превращены в конюшни и манеж.
К счастью указом Александра I, здание было восстановлено, и сюда вернулась часть ценностей, а сам дворец вновь превратился в место проведения праздников и торжеств, приемов высокопоставленных гостей и послов.
В конце XIX - начале XX века в Таврическом устривались крупнейшие выставки: Международная выставка садоводства (1899), Всероссийская кустарно-промышленная выставка (1902), Историко-художественная выставка русских портретов (1905), а в 1899 году здесь прошли пышные юбилейные торжества, посвященные столетнему юбилею со дня рождения А.С. Пушкина. Некоторое время жил во дворце и умер самый известный историограф российский — Карамзин.
С 1906 г. во дворце размещалась Государственная дума, а с 1917 года — Временное правительство, затем Петроградский Совет рабочих депутатов; здесь заседали и Учредительное собрание и Всероссийский центральный исполнительный комитет, проводились партийные съезды. С 1918 до 1991 г.г. В здании работали различные учреждения политического и общего образования: краткосрочные курсы агитаторов, Первый рабоче-крестьянский университет, Высшая партийная школа.
С 1992 года Таврический дворец стал штаб-квартирой Межпарламенской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств.
О сегодняшней жизни Таврического дворца — архитектурного шедевра с уникальной историей — рассказывает заместитель начальника Управления делами Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ Николай Александрович Калач.
В судьбе дворца, как в зеркале, отражались самые значимые события российской истории. Долгая и бурная политическая жизнь, проходившая в стенах дворца в XX столетии, не могла не сказаться на его внешнем облике и внутреннем состоянии. За свою историю здание неоднократно перестраивалось, модернизировались его интерьеры, изменялось назначение помещений.
Архитектурный ансамбль дворца к концу двадцатого столетия находился в удручающем состоянии: в этих великолепных залах многие годы проводились собрания, совещания, международные конгрессы, ассамблеи, конференции и съезды, на как уникальный памятник русской архитектуры дворец мало интересовал прежних хозяев и никто из них должным образом не заботился о его сохранности. Конечно, текущие ремонты бывали и раньше, но таких крупномасштабных работ, которые проводятся сейчас, дворец не знал как минимум лет пятьдесят.
Мероприятия по возрождению памятника сопряжены с немалыми трудностями и серьезно осложняется тем, что все реставрационные работы необходимо проводить так, чтобы не мешать работе самой Ассамблеи. Иногда приходится прерываться на недели, а перед особенно важными мероприятиями здание заранее переходит под контроль Федеральной службы охраны.
Учитывая это, реставраторам приходится планировать и заканчивать определенные объемы работ к определенным датам. Так, к апрелю 2006 года, в рамках подготовки к торжественному заседанию Государственной Думы Федерального Собрания РФ, посвященному 100-летию учреждения Государственной Думы России, в Таврическом дворце были комплексно отреставрированы шесть больших исторических залов, в том числе, для представительств Милли Меджлиса Азербаджанской Республики, Парламента Республики Молдова И Верхней Рады Украины.
К этому же юбилею привели в порядок мебель Думского зала, вмещающего в общей сложности (в партере и на балконах) — более 1200 человек. Для организационнного обеспечения заседаний любого формата в зале установлена цифровая конференц-система последнего поколения фирмы «Bosch» для 450 участников, с возможностью синхронного перевода выступлений на шесть языков.
Одним из самых значительных объектов реставрации стал Екатерининский зал, комплексная реставрация которого была проведена впервые за тридцать пять лет, а начиналась она с укрепления фундаментов. В Екатерининском и Куполном залах воссоздан исторический дубовый паркет с полной заменой основания пола. Также в этих двух смежных залах отреставрированы 74 ионические двенадцатиметровые колонны с капителями. Воссозданы и установлены массивные дубовые входные двери тамбуров.
Объем работ, проведенных нас сегодняшний день, достаточно велик, что можно говорить не только об истории дворца, но и об истории его реставрации. Чтобы представить ее масштаб, можно привести пример — Екатерининского зала.
Люстры
Екатерининский зал Таврического дворца украшают семь прекрасных дворцовых люстр. Скорее всего, они были смонтированы в конце XIX века, и отлиты, возможно, по темм же моделям, что и люстры Георгиевского зала Эрмитажа. Их первые фотографии, которые нам удалось найти, датированы 1904 годом.
Люстры, безусловно, реставрировались и раньше. А в последний раз — в 1984 году, о чем свидетельствует записка, вложенная рабочими-реставраторами, которые написали даже, сколько они получили за свои труд. Тогда работы производились без демонтажа люстр, с лесов на 12-ти метровой высоте, поэтому возможности реставраторов были весьма ограничены.
Люстры уникальные, каждая весит немногим менее одной тонны.
При проведении детального обследования выяснилось, что люстры изготовлены из шпиатра — очень популярного на рубеже XIX – XX веков сплава цинка и олова. Эти металлы быстро «стареют», поэтому множество трещин и отломов очень трудно восстанавливать: «рожки» и другие художественные детали в ходе предыдущих работ попросту привязывались к несущим конструкциям тонкой проволокой.
В этот раз при реставрации все трещины и отломы были запаяны, а утраты воссозданы в материале сохранившихся элементов. К тому же свинцовые выколотные обода на люстрах, прекрывающие металлические кованые обручи, с течением времени и под воздействием коррозии, превратились в перфорированную фольгу. Пришлось применить новые высокотехнологичные методы из арсенала предприятий военно-промышленного комплекса.
В результате чего эти обода, имевшие многочисленные дефекты — реставрировались с применением холодного газодинамического напыления. Суть метода заключается в том, что мелкодисперсный порошок свинца наносится на поверхность со скоростью большей 2-3 скоростей звука до получения необходимой толщины. В момент соприкосновения частичек свинца с поверхностью происходит их «холодная» сварка за счет выделения большого количества кинетической энергии. Прочность полученного покрытия приближается к прочности основного металла и имеет тот же химический состав и структуру. Даже экспертизе трудно отличить новое покрытие от первоначального материала. К тому же при нанесении порошка не происходит разогрева, что исключает термические деформации и напряжение металла. Эта технология уже была с успехом опробована при рестоврации скульптур Исаакиевского собора и ангела на шпиле Петропавловской крепости. В процессе работ были установлены подъемные механизмы, которые теперь позволят легко поднимать и опускать люстры для их дальнейшего обслуживания.
Следующим серьезным вопросом, стала позолота. Поначалу казалось, что можно восстановить имевшееся покрытие. Но когда люстры опустили и внимательно осмотрели, выяснилось, что их подкрашивали не менее десяти раз обычной бронзовой краской. В результате, поверхность люстроказалась вовсе не позолоченной, а попросту покрашенной. После размыва краски, на ободах люстр открылся удивительно красивый орнамент, а на мелких деталях — изящный рельеф и тонкая чеканка. И тогда, после экспертизы, проведенной сотрудниками КГИОП — Полниковой Н.И., было принято решение восстановить покрытие сусальным золотом с использованием классической технологии. А чтобы не утратить красоту мелких деталей, их пришлось золотить гальваническим способом. При реставрации люстрыполностью «перезарядили» — заменили электропроводку и изготовили новые стеклянные трубочки — имитацию восковых свечей.