Пресса о компании Рестамп
Слово "люстра" пришло к нам из французского языка (lustre) и в переводе с этого одного из самых галантных языков мира означает "подвесной светильник".
Первоначально, в XII веке, подвесной светильник изготавливался только для освещения храмов и соборов. Тогда он назывался паникадило. Паникадило подвешивали под главным куполом собора. Оно состояло из стержня, к которому прикреплялись остроги со свечниками, украшенными фигурными подвесками.
Для изготовления паникадила использовались литая медь, кованое железо, серебро и олово. В качестве горючего материала для паникадила применялись сальные и восковые свечи. Именно они стали в свое время настоящим прорывом в истории развития люстр. Паникадила в те времена могли достигать огромной величины. Они поражали современников своей красотой и роскошью. Кстати, созданная в средние века конструкция паникадила впоследствии являлась основой для светильников более позднего времени.
Постепенно подобным образом стали освещаться и жилые помещения в обычных домах. До появления свечей в качестве горючего материала достаточно долгое время использовалось масло, животный жир или нефть. Такие подвесные светильники называли лампадами и лампионами, и выполнялись они в виде красивых и привлекающих внимание овальных или круглых чаш.
В XVII веке в России стала бурно развиваться стеклянная промышленность. Конструкция люстры стала выглядеть намного сложнее. В частности, она стала состоять из большого количества подвесок, сделанных из стекла, что придавало ей еще больше блеска, сияния и величественности. Такие люстры первоначально висели исключительно во дворцах, причем в самых престижных залах. Для придания торжественности мероприятий, проходивших в этих залах, на люстры устанавливались сотни свечей, например, для освещения балов. Вспомним первый бал Наташи Ростовой в великолепном фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». Для того чтобы поджечь подобную люстру, был необходим специальный механизм.
Самые ранние стеклянные российские люстры производились на заводе, специально построенном для этих целей Петром I в селе Измайлово. Строившийся по самым высоким европейским канонам Санкт-Петербург требовал богатого убранства зданий как снаружи, так и внутри. Современные по тем временам интерьеры требовали новых, более совершенных и мощных осветительных приборов. Для освещения помещений помимо торжественных люстр, предназначенных для приема высоких гостей, использовались и дополнительные осветительные приборы, придававшие любому мероприятию ценный колорит. Среди них отметим фонари всевозможных конструкций, бра, стенники, канделябры и т. п. Появились тогда и совершенно новые люстры в стиле «русское барокко» из хрустальных бесцветных или розовато-лиловых подвесок.
В середине XVIII века в связи с началом производства фарфора в России новый, более легкий и визуально казавшийся воздушным материал стал успешно применяться для декорирования светильников, заменяя кованые фигуры цветов и железные гирлянды. Как водится, сначала такие фарфоровые люстры изготавливались только для дворцов высших петербургских сановников, и уже после перекочевали в дома победнее и получили самое широкое распространение наряду с фарфоровыми лампами и подсвечниками только в XIX веке.
К концу XIX века в огромных масштабах стали производиться и распространяться керосиновые лампы, ставшие из-за своей дешевизны массовой продукцией и нашедшие широкое применение почти во всех типах жилищ того времени. Богатые особняки украшали лампы в виде фарфоровых ваз. Бедные люди заправляли керосином обыкновенные и ничем не примечательные стеклянные бутылки.
С появлением электричества в начале XX века в освещении помещений начали использовать искусственный свет. Люстры видоизменились в сторону простоты и удобства в применении, стали изготавливаться из различных материалов и иметь совершенно разную, ранее невиданную форму. Появились новые технологии, которые постепенно привели к возникновению и развитию современных люстр, с которыми мы имеем дело в наши дни.
На сегодняшний день люстра так же, как и сотни лет назад, подвешивается к потолку, состоит из нескольких подсвечников или ламп с декоративно оформленной арматурой и различными элементами для рассеивания света. Электрическая люстра может быть оборудована светорегулятором.
В конструкции люстры могут также использоваться и другие энергосберегающие источники света: галогенные лампы, люминесцентные лампы, натриевые лампы, светодиоды.
Все более популярными становятся энергосберегающие светильники, характеризующиеся низким потреблением энергии путем применения в них энергосберегающих ламп. Такие светильники могут быть как встраиваемыми в любой тип горизонтальной поверхности - пол, стены, потолок, так и подвесными.
Успешной модификацией потолочных светильников являются растровые светильники, использующие в качестве источника света люминесцентные лампы в форме трубок и имеющие специальные рассеиватели света.
Таким образом, с появлением все новых видов энергии и источников света от пламени огня до электричества, обеспечивающего свечение других материалов, происходила и происходит эволюция от точечных источников света - лучин, свечей - к их скоплению, оформленному в виде люстры и других видов подвесных светильников. Заметим, что процесс развития различных видов освещения, а с ним и процесс конструирования, производства и эксплуатации люстр, продолжается сегодня, и вряд ли остановится даже в далеком будущем. Наблюдается одна и та же тенденция: с развитием новых технологий мы снова уходим от громоздких световых конструкций к незаметно встроенным растровым и точечным светильникам, обеспечивающим освещение помещений при минимальных затратах. Чего ждать в будущем, каким образом станут выглядеть люстры, скажем, лет через пятьдесят или сто, можно только гадать. Однако уверенно можно говорить, что люди будущего обязательно найдут им применение.